Символика народной росписи
Традиция настенной росписи возникла давно, но точных указаний, если не считать былинные рассказы о жилье, расписанные изображениями небесных светил, и археологические раскопки киевских квартир IX-XII вв. с остатками фресковых картин, нет.
О широком распространении этого вида народного искусства XIX - начала XX вв. свидетельствуют многочисленные исследования в разных регионах Украины и литературные источники о крестьянском быте.
Вероятно, настенная роспись зарождается и развивается как изображение аграрно-обрядовых и магических знаков. Позднее возникает обычай орнаментального, декоративного изображения таких магических знаков и изображений, а с частичной потерей росписи магического, обрядового значения, культового смысла он приобретает новый смысл и широкое распространение. С XIX в. начинается формирование настенной росписи исключительно орнаментального характера.
Настенная роспись относится к поздних по времени возникновения видов народного искусства, потому вобрал в себя некоторые традиции и элементы, характерные для вышивки, писанки, ковроткачества, изготовлению изразцов, ткачества и т.д.. Настенная роспись иногда заменял приемы украшения сельского дома, а иногда сосуществовал с ними, выявляя и подчеркивая архитектурную конструкцию этого дома.
Рисунок создавался без предварительных эскизов, без разделения на этапы, осуществлялся сразу, а зачастую просто возобновлялся. Это делалось дважды в год - после нового смазки перед весенними и осенними праздниками. Занимались росписью только женщины.
Краски были преимущественно природного происхождения: сажа, сок лебеды, ягоды бузины, отвар луковой шелухи, сок вишни, шелковицы, витых панычей, лепестков подсолнечника, паслена и т.д., применяли также анилиновые краски и глины. Растительный сок смешивали часто с белой перетертой глиной, толчеными горящих или сажей, с красной глиной или просто объединяли различные глины. Это давало возможность мастерицам получить целую палитру разнообразных цветов и их оттенков при росписи, поэтому роспись двумя-тремя красками почти не встречался. Как вяжущее вещество в самодельных красителей добавляли яичный желток или молоко, краска с таким приложением была прочного и не линяла.
Кисти делали из кошачьей шерсти, а щетки использовали любые, в зависимости от необходимости, наконец рисовали и просто тряпочкой. Для правильного изображения геометрических фигур и линий использовали посуду, шнурки или делали определенные фигуры из картофеля.
Роспись начинался и сосредоточивался на печи, на трубе, потом рисунок переходил на стену, продолжался над окнами, по углам. На печи изображали схематических птиц (павлинов, грифонов, фазанов), дерево жизни с птицами, спирали, диски, вращающиеся кресты в круге, зигзаги, розетки, растительные орнаменты, полуовал, различного рода созвездие - символику еще от первобытных времен. На стенах в основном рисовали «древо жизни» с птицами и кувшином, из которого растет куст, который называется «вазон», часто рисовались брачные символы - виноград и райские птицы.
Смысловые признаки народной росписи является частью фольклорно-образного постижения действительности, природы, космологических представлений народа. То есть роспись выполнял роль своеобразного оживления, связывался с животворных силами природы, поэтому основные элементы символики воспроизводили народные знания и представления.
Поскольку расписание возник как производный от других видов народного искусства, заимствования из них заметны. Так, ломаная зигзагообразная линия, обрамленная двумя прямыми и перечеркнутая между своими изломами штрихами, происходит, очевидно, с ткачества; орнаментальный узор «цветку» находим на древних изделиях из глины; стилизованный лист лотоса - «куриные лапки» - встречается в старинных рукописях; спиралевидный «вертун» распространен в писанкарстве. Элементы и мотивы настенной росписи чрезвычайно подобные общего местных орнаментов вышивки; резьбы ковроткачества подобное. Но со временем роспись становится самостоятельным видом творчества и приобретает самостоятельность, системности, существует и развивается по своим законам.
В основе образов росписи лежит аграрно-космологическая идея единства жизни человека и природы. На это прямо указывает и чье создание и восстановление рисунков - накануне праздника Пасхи, которое связано еще со времен язычества с образом воскресения, торжеством красоты жизни и природы.
Пристальное внимание к печи объясняется традиционными представлениями народа о огонь как один из элементов жизнеутверждение. К тому же, по народным верованиям, охранник дома, домашнего очага - домовой - живет под печкой, и культ предков требовал пристального внимания именно к печи. Ведь в старину умерших хоронили под очагом, а тот факт, что росписью занимались только женщины, которые тоже охраняли очаг, указывает на непосредственную связь росписи с культовыми традициями и обрядами.
Обычай покрывать печь геометрическими орнаментами и деревом жизни - отголосок представлений дохристианских времен, когда деревья и растения объединили души умерших и живых.
Итак, основным мотивом росписи является изображение «древа жизни», «вазона», который может подаваться в виде самостоятельной композиции или быть элементом бесконечного орнамента - «ленты». Этот орнамент - один из самых распространенных в народном искусстве. Его можно найти на вышивках, вышивки, коврах, керамике, росписи на сундуках, ставнях подобное. «Вазон» распространен в орнаментах народного искусства многих народов Европы.
На Украине образ «древа жизни» имеет четко выраженное фольклорное происхождение. Дерево с птицами выступает символом мироздания. Трияруснисть мира передавалась также идеограммами, которыми чаще расписывались сундуки, спинки саней и т.п.. В таких идеограмма большой солярный знак означает светило, которое дает всему жизнь, малые солярные знаки, вазоны, птицы - жизнь земная, а рыбы или змеи - мир потусторонний. Вазон с элементами виноградных листьев и гроздьев называется «чудесного дерева» и символизирует благополучие семьи, иногда девушку-невесту. Со временем, под влиянием социально-исторических условий настенная роспись как вид искусства начал терять свое значение и заменяться на другие виды проявления творческой фантазии.
Эти новые виды возрождались в новых формах и качествах, прежде рисовании на бумаге. Центром так называемых «малевок» стало село Петриковка на Днепропетровщине. От заменителя каких-то деталей настенной росписи в определенных местах дома «мальовка» превратился в самостоятельный вид искусства. Очень близок петриковская роспись и традициям писанок. В композициях петриковских мастеров центральный композиционный элемент выделяли, что придавало рисунку изогнутой наружу формы и усиливало впечатление округлости раскрашенного яйца.
Роспись на бумаге, как писанка, символизирует зародыш жизни, цикличность развития живого, цветения. В росписях этой формы, как и в настенной росписи, постоянно разрабатываются определенные темы прославления жизни. Это букет, куст или вазон, которые также символизируют «древо жизни». Особенностью петриковской росписи является то, что, описывая центральный цветок, плод или ягоду, располагают их так, чтобы изобразить привлекательное, показать много мелких деталей, подчеркнув выразительные. Цветок, как правило, обращены головкой к зрителю или рисуется напивпрофильно (наклоненная к переднему краю), возможно и вполне профильное изображение. Характерными для Петриковки является развернуты к зрителю листочки и профильное изображение цветка, четкое определение контуров разноцветными линиями, что отличает на белом фоне незначительные детали. Роспись выполняется густыми красками, и каждый мазок оттеняется от соседнего, в нем все предельно выраженное через форму, линию, цвет. Ни один элемент не накладывается на другой, скажем, листок не заслоняет цветок, стебель или соседней листок. Такая упорядоченность идет от особенностей народного быта, где ни в чем не допускается лишнего накопления.
Традиции народной росписи и народной живописи развиваются и в наше время. Всему миру известны мастерицы села Петриковка, «наивный живопись» Белокур, Марии Приймаченко и других народных художниц получил мировое признание.

Комментариев нет: