Каким было положение православной церкви в конце 16 века



Положение православной церкви в украинских землях осложнялось внешними обстоятельствами. Захваченный турками 1453г. Константинополь потерял возможность существенного влияния на православную церковь Украины. Зато с каждым годом мощнее становилась Московская митрополия, которая стремилась взять славу занепавшего Константинополя. Признание в 1589 г. Московского патриархата, предоставление его главе титула Патриарха Московского и всея Руси обеспокоило украинских церковных деятелей.
Понимая сложную ситуацию родной церкви, часть представителей высшего духовенства и шляхты все больше склонялись к идее объединения с римо-католической церковью.
Надежды, которые возлагали на унию церквей ее сторонники из числа православных. Через унию с римско-католической церковью Украинской надеялись достичь единства своего народа. Ибо только подлинное равенство в правах (именно ее добивался, например, украинский князь Василий-Константин Острожский) обеих церквей в католической Польше могла бы положить конец преследованиям православных. Нужно было сохранить традиционный греческий обряд и язык богослужения. Кроме того, уния была способна, как казалось ее сторонникам, решить проблему подчинения Украинской православной церкви: после ее перехода под покровительство папы римского отпадала потребность борьбы с посягательствами Московского патриархата.
Были и личные мотивы. Высших православных иерархов очень беспокоила потеря собственного авторитета в церковной жизни. Уже говорилось о том, что за дело обновления украинской церкви взялись братства, их влияние с каждым годом возрастало. Заручившись поддержкой восточных патриархов, братства получили право контролировать деятельность высших церковных деятелей. Поэтому в унии православные епископы и сам митрополит Михаил Рогоза, видели возможность избавиться от опеки братств.
Мнения католиков относительно унии. В Польше относительно унии церквей единодушия не было. Одни вообще выступали против любого объединения, остальные (а их было большинство во главе с королем) не отрицали возможности унии. Однако польским властям не нужна была авторитетная украинская церковь, равна в правах с польской. Поэтому унию церквей они толковали как обращение к католицизму. В трактате «О единстве Церкви Божией под одним пастырем» проповедник-иезуит Петр Скарга убеждал читателей, что истинна только одна церковь - римско-католическая, поэтому полезным было бы «отбросить ошибки греков и объединиться с сердечником истинной веры».
Такое толкование унии католиками вызвало у православных возмущение. Впоследствии сторонников объединения уменьшилось, его стали отрицать даже бывшие инициаторы, в частности князь Острожский.
Календарная реформа в римско-католической церкви. Непосредственным поводом к обострению церковного противостояния в Украине стала календарная реформа, проведенная по инициативе папы Григория XIII. 21 февраля
1582 г. он объявил о введении нового календаря - григорианского, в отличие от старого, юлианского. Реформа имела целью преодолеть отставание календарного времени от астрономического, которое в 16 в. составило 10 дней. Однако новый календарь не восприняли в восточном христианском мире, приводя прежде богословские аргументы. Православная церковь в Украине до сих пор придерживается юлианского календаря.

Комментариев нет: